Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина в рамках В«Правительственного часаВ

Уважаемые депутаты! Спасибо, что пригласили на «Правительственный час». Готов ответить на ваши вопросы, которые есть и к Правительству прежде всего, и ко мне, как вице-премьеру,

Уважаемые депутаты! Спасибо, что пригласили на «Правительственный час». Готов ответить на ваши вопросы, которые есть и к Правительству прежде всего, и ко мне, как вице-премьеру, министру финансов. Здесь со мной находятся заместители министров других министерств. Надеюсь, что мы все вместе ответим на ваши вопросы.

Прежде всего хотел бы отметить, что у нас положительная динамика роста промышленного производства в I квартале этого года. I квартал уже говорит о том, что у нас неплохой тренд выхода из кризиса. Прежде всего отметил бы обрабатывающие производства – прирост на 11,8%. Например, производство транспортных средств и оборудования выросло на 70 % за январь-февраль? производство машин и оборудования выросло за первые два месяца на 13,8%, при этом добыча полезных ископаемых выросла на 3,4%, то есть она не будет в ближайшие годы основным источником роста. Мы реально будем менять структуру нашей экономики, переходя к более высоким темпам роста не нефтегазового сектора, что является целью Правительства и служит диверсификации экономики.

У нас растёт реальная заработная плата – на 1,8% за первые два месяца этого года. Уровень потребительских цен вырос на 3,8% по сравнению с 3,2% за тот же период прошлого года. Много это или мало? Мы ещё имеем остаточный рост, связанный с засухой прошлого года, с ростом цен на плодоовощную продукцию в зимние месяцы. Это повлияло на более высокие темпы роста в конце прошлого года и в начале этого года. Этот фактор по мере перехода к новому урожаю будет снижаться. Если в этом году сложатся благоприятные условия для сельского хозяйства, то мы сможем обеспечить снижение инфляции по сравнению с прошлым годом и выйдем на планируемый в этом году индекс – не выше 7%. Придётся постараться, прежде всего Центральному банку, чтобы во второй половине года не дать свободу монетарным факторам. Если другие, немонетарные факторы, к которым мы относим рост цен на продовольствие в связи с климатом, не будут высокими. Таким образом, мы собираемся добиться снижения инфляции в этом году.

От Правительства Центральный банк просит, чтобы оно не тратило нефтегазовые ресурсы, дополнительные доходы, которые получим в этом году от нефти и газа. Тогда мы не увеличим нагрузку на экономику в части монетарных факторов. Нужно работать в рамках запланированного бюджета или только в части тех дополнительных доходов, которые связаны с ненефтегазовым сектором.

Финансовый сектор в этом году тоже растёт. В полном объёме, как мы и планировали, заработал банковский сектор. В прошлом году в ре
2a15
альном секторе экономики прирост кредитов составил 11,5%. Это хорошо, это выше, чем такие же показатели во всех странах «семёрки», или даже в большинстве стран «двадцатки». Мы помогли пережить кризис финансовому сектору, и он уже стал давать отдачу в виде прироста кредитов, притом что процентная ставка снижается.

Прирост банковских активов за прошлый год составил 14,9%. В этом году за январь-февраль прирост кредитов составил 2%, прирост банковских активов – 0,2%. Немного выросла просрочка по кредитам населения, сейчас она составляет 7,1% от всех взятых кредитов.

Сохраняется отток капитала. По I кварталу предварительные данные – 21,3 млрд долларов. У нас ещё есть над чем работать по привлечению инвестиций, но хочу сказать, что когда мы говорим про отток капитала, это означает, что прямые инвестиции, направляемые на строительство промышленных предприятий, вкладываемые в экономику, у нас в положительной зоне.

В прошлом году в целом при оттоке капитала суммарно прямые инвестиции составили 32 млрд долларов. У нас происходит отток портфельных инвестиций с фондового рынка прежде всего или других видов инвестиций, связанных с возвратом кредитов. В этом смысле прямые инвестиции у нас находятся в совершенно положительной зоне, именно те инвестиции, которые нам как раз и нужны для подъёма экономики.

Наш фондовый рынок вырос в I квартале, стал лидером среди стран БРИК и вообще стал одним из лидеров в мире. Dow Jones вырос за I квартал на 6,4%, а наш РТС – на 15,47%, ММВБ – на 7,4%. Китайский индекс вырос меньше – на 4,4%, в то время как бразильский упал на 1%, а индийский просел на 5,2%. По фондовому индексу мы являемся в целом привлекательной страной и индекс растёт, но надо понимать, что он сейчас связан и с ростом цен на нефть.

У нас неплохо исполняется бюджет. Профицит в I квартале составил 1% ВВП. Это впервые за последние годы и частично связано с ростом цен на нефть и газ.

Минэкономразвития предлагает исходить из средней цены на нефть в этом году в размере 105 долларов. Пока она за три месяца составила 102 долларов, но Минэкономразвития считает, что средняя цена на нефть будет 105 долларов. Мы ещё раз обсудим этот прогноз. Но если даже считать от этого прогноза, то нефтегазовые доходы в этом году дадут дополнительно 1 трлн 38 млрд рублей. Ненефтегазовые, которые можно тратить как дополнительные расходы, дадут 301 млрд. Поэтому мы предполагаем в ближайшие недели внести в Государственную Думу предложения по уточнению бюджета 2011 года, направив дополнительные доходы от ненефтегазовой экономики на расходы.

У нас не только в плюс идут доходы, у нас есть некоторые факторы, которые дают минус доходов. Например, у нас идёт, по сравнению с первоначальным прогнозом, укрепление рубля. Если мы возьмём укрепление рубля примерно на два рубля по сравнению с предыдущим прогнозом, пересчитав долларовые доходы не по 30 рублей, а по 28, то получим минус в доходах примерно в размере 356 млрд. Это только на изменении курса. Если, например, прирост цены на нефть на 10 долларов даёт 670 млрд рублей в плюс, то два рубля укрепления курса дают сразу 370 млрд в минус. Здесь есть встречные тенденции. Это корректный счёт. И даже при этом прогнозе нефтегазовые доходы вырастут на 1 трлн 138 млрд.

Если мы учтём, что потратим на расходы ненефтегазовые доходы в размере 301 млрд, то у нас в текущем году дефицит бюджета составит примерно 1–1,4%. Всё равно будет дефицит, даже при таких ценах на нефть. И мы должны учитывать, что в ближайшие годы нам нужно постепенно уменьшать дефицит и нашу зависимость от таких высоких цен на нефть.

В ближайшее время мы сможем уточнить бюджет и направить дополнительные доходы на решение ряда социально важных задач. Если потребуется, то мы сейчас заложим и дополнительную индексацию пенсий в размере 6,9%. Если общий индекс инфляции превысит 6% где-то к августу, то по закону мы должны автоматически проиндексировать пенсии.

Позавчера Председатель Правительства предложил дополнительно дать средства субъектам Российской Федерации на модернизацию образования, направить высвобождаемые средства на повышение заработных плат учителям примерно на 30%. Каждый субъект для себя эту позицию взвесит.

Таким образом, к концу года эти наши дополнительные возможности позволят серьёзно улучшить определённые социальные позиции. Ещё бы добавил и индексацию стипендий. Мы хотим её проиндексировать на 9%, плюс создать фонд на 2 млрд рублей для выдачи специальных повышенных стипендий особо отличившимся студентам.

Кроме того, нужно сюда добавить средства на жильё ветеранам. Список учтённых ветеранов растёт. И мы договорились с фракциями, что те, кто на 1 января попал в список, в этом году получат квартиры. Дополнительно на эти цели выделены 13,7 млрд.

С учётом сохраняющихся климатических последствий прошлого года на сельское хозяйство мы предложим добавить селу 15,2 млрд. Из них почти 10 млрд – на поддержку мясомолочного производства, 3,7 млрд – на лизинг и на другие меры, связанные, например, с покрытием 50% фермерам затрат на постановку земли на учёт. И другие позиции также учтём. Например, на поддержку субъектов для борьбы с лесными пожарами и их последствиями – дополнительно 1,6 млрд рублей.

Ещё одну позицию назову, связанную с тем, что в декабре Дума уточнила закон о ставках страховых взносов для малых предприятий и снизила их с 34% до 26%. Это потребует 82 млрд рублей дополнительного трансферта. Федеральный бюджет компенсирует эту ставку малому бизнесу.

В начале года принято ещё одно уточнение по выплате больничных матерям в декрете. Это потребует ещё 16 млрд рублей.

По итогам прошлого года дефицит Фонда соцстраха составил на 16 млрд больше, чем мы ожидали, надо его тоже погасить. Ещё 16 млрд рублей.

Я вам сейчас назвал почти на 300 млрд рублей уточнений, которые мы должны будем учесть. А для утоления других аппетитов у нас сейчас средств особенно нет. Все эти позиции, которые я назвал: зарплата учителям, дополнительная индексация пенсий, повышение стипендий, поддержка сельского хозяйства, малого бизнеса, на последствия лесных пожаров – мы их сможем учесть в дополнительных поправках, которые внесём в ближайшие недели в Государственную Думу.

Спасибо.