Developer Relations

Developer Relations — это профессионал, который занимается техническим пиаром и выстраивает отношения с IT-индустрией. Иными словами, это амбассадор, который продвигает бренд компании среди технарей.

Иногда деврела также называют Developer Advocate (дословно «разработчик-адвокат»). Отсюда и пошли «‎авокадные»‎ мемы, связанные с профессией: слово ‎advocate‎ созвучно с avocado‎. В 2010-х профессия Developer Advocate была не особо распространена даже на Западе. Однако обязанности, которые выполняет такой специалист, не новы — чем-то похожим давно занимаются представители IT-гигантов.

Например, с оговоркой деврелом можно назвать известного IT-евангелиста Apple Гая Кавасаки. В 1980-х он продвигал платформу Macintosh и массово убеждал разработчиков создавать ПО и приложения для «яблочной» продукции. Почему с оговоркой? Несмотря на то что должности «IT-евангелист» и «деврел» действительно похожи, между ними есть существенное различие. IT-евангелист, по сути, ведёт монолог, в котором убеждает людей делать что-то в интересах бренда. Деврел же участвует как в монологах, так и в диалогах. Например, вместе с аудиторией на хакатонах решает проблемы выпускаемого софта.

В 2021 году термин «деврел» только входит в IT-обиход. Поэтому даже в крупных компаниях обязанности деврела размыты и нередко пересекаются или путаются с задачами пиарщика.

Ключевое отличие DevRel от PR в том, что продукт продвигают среди IT-специалистов, а не среди пользователей. Однако в России распространена и обратная практика — налаживать отношения именно с конечным клиентом, но на более айтишной почве. То есть не только рассказывать о возможностях продукта, но и заглядывать вместе с пользователями под капот. В теории это не совсем правильно, но нужно быть готовым к правилам того рынка, на котором вы работаете.